Пятница 19 Октября 2018 16:29
Повесть о том, как по камешкам вырезают историю нашего города
26 Февраля 2014

Повесть о том, как по камешкам вырезают историю нашего города

Сегодняшнюю архитектуру города Душанбе можно назвать по-разному: где-то смешной, где-то скучной, местами цветной, местами унылой, но, пожалуй меньше всего, можно назвать ее красивой.

Здания строятся быстро и в их облицовке, преобладают прямоугольные пластины, сильно смахивающие или на стекло или на пластмассу. И на фоне этого модного, архитектурного решения, с лучшей стороны выделяются мозаики, которые сегодня встречаются все реже и реже. В первую очередь тем, что это произведение искусства, рассчитанное как раз на многолюдные улицы, где каждый день на них будет устремлено множество взоров. Они несут в себе определенную идею, в отличие от баннерной рекламы, запечатленную на многие годы.

Пока такие произведения архитектурной и дизайнерской мысли еще не канули в лета с легкой руки представителей власти, Озодагон решили зафиксировать их хотя бы на фотокамеру.

По городу Душанбе их осталось не мало. В скором времени ожидается снос здания бывшей госфилармонии, вместе с мозаичным ансамблем, выполненным Асрором Амиджановым, одним из первых в Таджикистане архитектурных дизайнеров. А так же здание конституционного суда. Уже огорожено и в скором времени исчезнет развлекательный комплекс «Вастан», где тоже было мозаичное панно. Что еще может превратиться в площадку для многоэтажного с виду пластикового здания, пока неизвестно, но хотелось бы, чтоб как можно больше памятников советской, а не современной китайской архитектуры осталось на улицах города, а не на старых фотографиях.

Множество таких панно было расположено на остановках города, которые со временем превратились в стеклянные аквариумы. О том, как возводились мозаики, нам рассказал ученик Асрора Амиджанова, Сабзали Шарипов:

«Асрор Аминджанов – выдающийся художник-монументалист. После окончания художественного училища в Душанбе, он поехал на обучение в ленинградское промышленно-художественное училище им. Мухиной. По завершению он вернулся на родину. В то же время в Таджикистан прибыла группа молодых художников, в том числе З. Хабибулаев, Х. Хушвахтов, Н. Ханин, и другие. С их приездом в республике началась новая страница профессионального изобразительного искусства разных направлений.

У Сабзали Шарипова несколько крупных работ в городе Куляб: на фасаде жилого дома, и панно во дворце культуры. А так же на фасаде музея алюминиевого завода. Проект арки, украшающей памятник Рудаки, так тоже принадлежит ему.

Благодаря Аминджанову в художественном училище было открыто оформительское отделение. Он ввел в программу обучения урок каменной мозаики. Именно здесь начинает свое развитие мозаика из природного камня. Первой работой, которую он проделал со своими студентами, была на улице Путовского, нынешняя Сомони, к сожалению, она не сохранилась. Так же его работа украшала фасад летнего кинотеатра того времени «Джавонон» - ее так же не осталось. Огромный труд был проделан во время оформления кинотеатра «Норак» в городе Нуреке – тогда эта работа была признана самой крупной моделью мозаики в мире. Здание должно было выдерживать большие нагрузки, вес мозаики, оставаться сейсмоустойчивым. Прошло более 50 лет, и кинотеатр до сих пор радует глаз.

Им были оформлены в Душанбе здания киностудии, филармонии, нынешнее здание ГУ «Сафина». Это одна из лучших работ художника. Здесь подобраны удивительные сочетания материала с тематикой. Каждая деталь идеально проработана, стилизованы фигуры девушек и музыкантов. Это не просто хорошее композиционное решение художника для того времени, а в первую очередь прекрасное наследие для будущих поколений а также прекрасное произведение искусства, на которое затрачено очень много сил, времени и средств. И будет прискорбно, если завтра ее сотрут с лица города. К тому же сегодня никто не работает с каменной мозаикой, а значит, взамен ничего не появится.

АсрорАминджанов был удивительно энергичным человеком. Он тратил невероятно много сил, чтоб найти в горах подходящий камень. Он разработал целую карту, на которой были отмечены разные каменные породы.

Сегодня, его творения можно увидеть на остановках транспорта, откуда уезжали маршрутки в направлении Фахробад, Бадахшанскую и Хатлонскую области, и по дорогам республики. По дороге в Раштский район, есть родник поэтов, где Асрор Аминжданов создал целый архитектурный ансамбль, на который у него ушло около пяти лет. Здесь он подорвал свое здоровье, и после этого стал работать в основном в мастерской.

Теперь каменной мозаикой занимаются не художники, а в основном самодеятели-любители, не имеющие профессионального образования. Но я рад, что хотя бы так, кто-то занимается этим видом искусства. Сегодняшний заказчик делает акцент и ставку не на профессионализм, а на дешевый китч рыночного искусства. Было бы целесообразным обратиться к дипломированному художнику, который бы сделал эскиз, а исполнительную работу поручить этим самодеятелям под руководством автора. Ведь художник воспитывает в народе определенный вкус, чувство прекрасного, а это по силам только профессионалу.

Другой вид мозаики - это смальтовая мозаика. Это привозной материал, который производится в стекольных заводах Украины и Белоруссии. У нас в городе такой технологией выполнено несколько крупных работ: на фасадах кукольного театра «Лухтак», кинотеатра «Таджикистан», а так же на ряде жилых домов, в виде панно на заводах и фабриках.

Автором мозаичного панно на фасаде кинотеатра «Таджикистан» является Народный художник Таджикистана Зухур Хабибуллаев. Это произведение является одним из первых смальтовых мозаик в республике. Большая работа была проделана при оформлении кукольного театра «Лухутак» авторов Вафо Назарова и Юсуфа Сангова.

Монументальное искусство советского периода имело огромное развитие в пропаганде идеологии того времени, поэтому и средства выделялись на это не малые. Была специальная программа развития монументального искусства, и в этом направлении были большие достижения – работы оценивались специальной комиссией из союза художников СССР.

С приездом нового поколения художников, получивших специальное высшее образование в вузах Советского Союза, монументальное искусство Таджикистана стало разнообразным. Произведения выполнялись разными художественными материалами: это витражи, гобелены, роспись батикой, керамические панно и многие другие. Наряду с этим это поколение художников включило в современную архитектуру того времени народное творчество: резьба по дереву, резьба по гачу, изделия из войлока, ковки и чеканки медью.

Одним из примеров могло служить старое здание гостиницы \"Таджикистан\". После ремонта эти произведения так же исчезли. К сожалению, сейчас идет тенденция разрушать старое и строить новое. Но далеко не всегда это приносит хорошие плоды – исчезает страница истории города. В этом отношении властям нужно быль очень осторожными: разрушать легче, чем восстанавливать. Особенно, что касается монументального искусства 60-80х годов, следует прислушиваться к мнению специалистов.

Повесть о том, как по камешкам вырезают историю нашего городаМногие работы уже исчезли. Например, витражи Евгения Просмушкина. На тему поэмы Фирдоуси было прекрасное кафе «Сиявуш», где можно было увидеть панно, выдержанное в стиле живописи того времени, Владимира Шпанько. Сейчас эти работы можно увидеть в книге «Молодые художники Таджикистана», изданной в Москве. Это наносит удар не только художникам, но и истории города, и культурному потенциалу общества.

Помимо экономических, есть и другие причины, по которым, сегодня в Таджикистане монументальная живопись не развивается. Меняются взгляды, вкусы общества, меняется целиком менталитет, а вместе с ним и потребности общества. Сейчас преобладает стеклянная архитектура. Там не требуется монументальной работы, а нужен дизайнерский подход. Целю ее, в первую очередь, является удобство для расположения офисов организаций и торговых центров. Здесь на первое место выдвигается рациональное использование помещения, отодвигая на задний план духовное воспитание.
Иногда внутри зданий используется монументальное искусство. Но большинство художников не имеют доступа к работе. Сегодня нет потребности в пропаганде идеологии, и они занимаются, в основном, памятниками. Один из них – памятник Рудаки – единственный пример мозаичной работы в независимом Таджикистане. На него ушли все оставшиеся запасы мозаики, материал очень дорогой на сегодняшний день, поэтому на этом памятнике кончается эпоха развития смальтовой мозаики в стране».

Повесть о том, как по камешкам вырезают историю нашего города

Повесть о том, как по камешкам вырезают историю нашего города

Повесть о том, как по камешкам вырезают историю нашего города

Повесть о том, как по камешкам вырезают историю нашего города

Повесть о том, как по камешкам вырезают историю нашего города

Повесть о том, как по камешкам вырезают историю нашего города

Повесть о том, как по камешкам вырезают историю нашего города

Повесть о том, как по камешкам вырезают историю нашего города

Повесть о том, как по камешкам вырезают историю нашего города

Повесть о том, как по камешкам вырезают историю нашего города

Повесть о том, как по камешкам вырезают историю нашего города

Повесть о том, как по камешкам вырезают историю нашего города

Повесть о том, как по камешкам вырезают историю нашего города

Повесть о том, как по камешкам вырезают историю нашего города

Повесть о том, как по камешкам вырезают историю нашего города

Повесть о том, как по камешкам вырезают историю нашего города

Повесть о том, как по камешкам вырезают историю нашего города

Комментарии:

Имя*

E-Mail

Комментарий


Пока комментариев нет (

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ


ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ


АРХИВ

« »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс