Четверг 13 Августа 2020 19:06
Казыбек Шаимбетов: У кыргызов давно уже создана своя модель демократии, которая ничем не хуже западной
29 Октября 2015

Казыбек Шаимбетов: У кыргызов давно уже создана своя модель демократии, которая ничем не хуже западной

Экс – депутат Жогорку Кенеша Казыбек Шаимбетов считает, что все спекуляции с выборами в Кыргызстане напрямую связаны с непониманием кыргызстанцев самой демократической системы выборов законодательной и исполнительной власти. В интервью \"Озодагон\" он предложил сформировать систему понятную для кыргызов.

- Мы совершенно не понимаем, что это происходит каждые пять лет? Когда выбирают в Жогорку Кенеш, в айыльные, областные и городские кенеши. Люди часто смотрят в книгу и видят нечто другое. В нашем сознании, ментальности совершенно отсутствует понимание европейской выборной системы. А ведь у нас именно европейская модель. Я ни в коем случае не оспариваю её, наоборот только поддерживаю. Но что бы кыргызы поняли, выборы это не какой-то «базар», где кто -то что-то купил и что-то продал. А это важный процесс создания государственной власти, нового института гос.управления, а если ещё проще то строим, обновляем свой же дом. И уже исходя из этого, уверен, отношение кыргызстанцев к выборам станет другим – сказал экс-депутат.

Казыбек Шаимбетов: У кыргызов давно уже создана своя модель демократии, которая ничем не хуже западной


- Я нарисовал свою модель, как нужно строить, проводить в жизнь демократические процессы в Кыргызстане. За образом далеко ходить не пришлось – просто возьмём нашу юрту – Боз уй. В крови каждого кыргыза это не только символ домашнего очага но вообще нашей, кочевой цивилизации.
Юрта – Боз уй – это олицетворение семьи.

В основу юрты положена деревянная конструкция: остов, собираемый из нескольких частей складных решетчатых стенок, придающих юрте круглую форму. Они называются «Кереге».

Казыбек Шаимбетов: У кыргызов давно уже создана своя модель демократии, которая ничем не хуже западной


«Кереге» символизирует снох – келин, кыздар. «Кереге» состоят из отдельных звеньев - «канат», над «Кереге» стоят жерди - «уук».

Казыбек Шаимбетов: У кыргызов давно уже создана своя модель демократии, которая ничем не хуже западной


«Уук» - символизирует сыновей. И на жердях «Уук», поднимают купол юрты - «тундук». Этой чести удостаиваются только мужчины – сыновья.
«Тундук» - символизирует отца, главу семьи.

Казыбек Шаимбетов: У кыргызов давно уже создана своя модель демократии, которая ничем не хуже западной


Внутри юрты, в центре находится место, на котором разводился огонь - «коломто». И там же стоит тренога для казана – «туулга» (очаг). «Туулга» - символизирует мать, хранительницу домашнего очага.

Казыбек Шаимбетов: У кыргызов давно уже создана своя модель демократии, которая ничем не хуже западной


На месте соединения «канатов» устанавливают дверную раму «босого», на которую навешивается двустворчатая дверь «каалга». Вокруг стенок ставятся циновки, обшитые войлоком, а весь остов юрты покрывается разной формы и размеров войлоком.

Внутри, также очень интересная организация жилого пространства в юрте. Оно делится на четыре части. «Тор» - место, противоположное от входа в юрту, самое почётное. Здесь располагались гости, старшие мужчины семьи. «Эр жак» - мужская сторона, левая от входа часть юрты. Здесь располагались мужчины средних и молодых лет, ночью здесь находилась спальня молодожёнов.

Казыбек Шаимбетов: У кыргызов давно уже создана своя модель демократии, которая ничем не хуже западной


Кыргызы, к юрте и к её принадлежностям всегда относились бережно. У нас не принято плохо отзываться о юрте, ведь это наш дом. Говорили только как о чем – то родном, близком, любимом. Ну и конечно же существует обычай «уй тою» - новоселье.

Так вот, этот образ юрты всегда был у кочевников наглядным пособием как должна происходить выборная система и формироваться государственная власть.

Система Курултай (съезд).

Всё происходит снизу вверх. Ничего сложного, как говорится «все гениальное просто». Внизу находится «десяток». Он формируется из десяти семей на уровне айыльного, местного самоуправления. Они выбирают достойного среди них и делегируют в местный курултай.

Местный, айыльный курултай это - «Кереге», решетчатая стена.

Десятники составляют местный курултай, повторюсь, это уровень айыл окмоту (сельское правительство, управление ). Они формируют айыльный кенеш (местный парламент), предлагают кандидатуру главы айыл окмоту, но утверждает его опять же местный курултай.

Казыбек Шаимбетов: У кыргызов давно уже создана своя модель демократии, которая ничем не хуже западной


Курултай формирует общественный заказ. Местные кенеши разрабатывают на основе общественного заказа программу жизнедеятельности айыл окмоту , которое подлежит к исполнению. В свою очередь местный кенеш и айыл окмоту держат ежегодный отчет перед местным курултаем.

Это и есть тот долгожданный, всеми желаемый общественный контроль. О котором все политики много лет говорят да все никак у них руки не дойдут. А у наших предков это уже неплохо работало – система курултая.

Это формирует также коллективную ответственность.

Дальше то же самое. Жерди «Уук» - это региональный курултай, формируемый местными курултаями. Достойных делегируют на региональный уровень. Также региональный курултай формирует региональный кенеш и правительство. Но на этом этапе, региональное правительство действует экономически самостоятельно, исполняя общественный заказ региона. Именно экономически, но не политически. Он также подотчетен региональному курултаю.

Ну и крыша нашего дома - «Тундук», это Национальный Курултай. Он формируется из достойных представителей регионального курултая. Курултай по установленной квоте формирует Законодательное Собрание (Парламент), формирует национальный, общественный заказ. Направляет в Законодательное Собрание. Парламент формирует бюджет страны, создает и издает законы, следит за исполнением бюджета.

Прямым голосованием избирается Президент страны. Который объединяет три ветви власти – судебную, исполнительную и законодательную – это кольцо треноги домашнего очага «Туулга», стоящего в центре дома.

Ежегодно, перед Национальным Курултаем заслушивается доклад Законодательного Собрания и членов Правительства об исполнении национального, общественного заказа. Президент выступает с докладом раз в два года.

Таким образом, мы вернемся к многовековой системе государственного управления, но с современным содержанием – Курултайской (Парламентской) – Президентской формой.

Кстати на курултае ставятся только оценки работе вышеназванных институтов власти. Если много положительного то работают дальше, если много плохого, то ставится вопрос о досрочном сложении полномочий и выборе других. Разумеется, всегда была процедура отзыва депутата, начиная с местного курултая.

Таким образом, такая система Курултая исключает фальсификации выборов, нахождения у власти непонятно откуда взявшихся людей. Удаляет из государственного управления разброд и шатания.

Да, ещё не маловажное - все отчеты должны проходить в режиме полной открытости и прозрачности, оценки по ним также ставятся открыто. И тут никаких «кыйшынь - мыйшынь» (кривляний) не получится.

Эта система курултая полностью соответствует главным ценностям кыргызов – кочевников, их менталитету и их ценностям – заключил Казыбек Шаимбетов.

- Разумеется, есть ещё много деталей, но об этом в следующий раз, но данная система работала всегда и вполне себе эффективно. Как я сказал в начале, зачем нам европейские и американские модели, когда есть своя? И согласитесь очень даже демократичная, понятная и современная – заявил экс-депутат.

Беседовал Тилек Исаев,
\"Озодагон\"

Комментарии:

Имя*

E-Mail

Комментарий


Пока комментариев нет (

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ


ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ


АРХИВ

« »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс